В своей рубрике мы рассказываем не только о воспитанниках Дворца, но и о заслуженных педагогах – ветеранах, наставниках для ребят. Сегодня поговорим с заслуженным учителем РФ, мастером спорта, руководителем объединения «Большой теннис» Валерием Александровичем Самсоновым. В новой рубрике, открытой к юбилею образовательного учреждения, говорим о том, чем дорог Дворец и какую роль он сыграл в жизни и судьбе. Радиосюжет при желании можно послушать в группе Дворца Вконтакте.
Личность он – весьма известная. Своими знаниями и ценными советами готов поделиться со всеми. Любовь к профессии пронёс через всю жизнь. Искусно владея ракеткой, Валерий Александрович также остроумно делает подачи из мудрых слов и остроумных фраз. Харизматичный и добрый, его очень любят ребята. Адресуем ему наш первый вопрос.
Помните тот день, когда первый раз пришли во Дворец и уже остались в нём работать?
- Помню. Июнь. Павлова была директор. Объяснила мне, что такое Дворец. Чем занимается. Спросила меня, откуда я, как. На следующий день вышел на работу. У меня было высшее образование, педагогический стаж был четыре года, я до этого уже работал в школе. Вот до сей поры работаю.
Чем дорог Вам Дворец? Как повлиял он на Вашу жизнь?
- Наверное, дорог тем, что дети здесь. Я часто думаю: почему я здесь? У меня хорошо получается работать с детьми.
Я знаю, что многие из Ваших воспитанников – известные люди. Связь с ними поддерживаете?
- Конечно. Буквально недавно я провожу занятие – приходит Слава Кригер. Он работает в Министерстве иностранных дел, в посольстве Голландии. Пришёл, вспомнили, нашли его ракетку, которой он играл. Самое главное -теннис дал не только умение играть, но и крепкую дружбу. Мы с ними со всеми до сей поры дружим. Там их несколько человек, этого возраста. Они – друзья, живут в Москве, встречаются, обсуждают, переписываются, поддерживают друг друга. Есть и другие выпускники: Игорь Петрищев, Игорь Илюшин, Владислав Павлов – приличный врач, закончил аспирантуру, сейчас во Франции в клинике работает, Красильниковы - братья. Очень много у меня семейных пар образовалось: вот играли, играли и доигрались. У них есть дети. Более двадцати таких известных.
Если поразмышлять о будущем Дворца, каким Вы его представляете?
- Хочется, чтобы здесь повсюду были дети. И надо больше внимания уделять старшеклассникам. Где - то после 13-ти, 14-ти лет - в этот момент их надо как – то поддерживать, работать с молодёжью. И, кроме того, что мы сейчас работаем с малышами, надо обязательно курировать и старших. Прививать им те нравственные патриотические качества, о которых сейчас все говорят, воспитывать их. На протяжении всего времени. Не зря у меня есть программы «Юный теннисист» и «Семейный тренер». Я советую родителям заниматься спортом вместе с детьми, вместе делать зарядку, Это где – то до 12-ти лет. А уж потом – детям привлекать родителей, чтобы они занимались зарядкой, бегали вместе с ними и прыгали.
Большой теннис – что это для Вас?
- Это правила жизни. Это игра, жизнь. Начинаешь с подачи, кто – то её принимает, кто – то нет. Так и в жизни работает. Удержание мяча, сила воли. Концентрация внимания, самоотдача, самоконтроль. Эти качества привлекают, конечно. Развивают мышление. Сегодня дети приходят, они в движении перестают думать. Они не могут даже, когда за мячами бегают, сосчитать, сколько у них мячей в движении. Теннис им помогает мыслить, сосредоточиться. Ситуации бывают разные. Выходишь из них. Говорят, что теннис – это шахматы в движении. Кто много играет, у них такая мыслительная комбинация проходит в голове, что даже удивляешься. Это всё со временем приходит. В жизни можешь реагировать на вещи, которые тебя касаются, и ты выходишь из них победителем, а не проигравшим.
Сколько уже лет, как руководите этим объединением? Какие ребята приходят? Что им это даёт в жизни? Какие навыки?
- С 70-го года я здесь работаю. Пришёл начальником отдела, вёл теннис, а потом полностью перешёл руководить объединением. Наверное, тысячи детей прошли школу тенниса у меня. Многие занимались профессионально и стали тренерами. Самое главное – научились играть и продолжают играть сейчас. Какая задача? Научить детей и взрослых заниматься спортом, отсюда выводы: здоровье, спокойная уравновешенная жизнь, активный отдых. Кто играл в теннис, он понимает. Когда начинаешь играть, никаких мыслей уже посторонних нет. Тут только теннис, только движение, только мыслительный процесс. Как ударить, как выйти из этого положения – это постоянное непостоянство. Из этого постоянного непостоянства нужно выходить победителем. Так и в жизни. Всё бывает: и плохое, и хорошее. Если ты переборешь себя, найдёшь выход, ты будешь победителем. Но и поражения тоже мобилизуют. Ты проиграл, будешь думать: почему я проиграл? Я в следующий раз выиграю. Так и в жизни. Самое главное, что спорт доступен. Можно играть и в 6 лет, и в 7. Можно выбрать партнёра себе на равных. Можно играть на целом корте, можно на половине, но теннис требует постоянного интеллектуального развития.
Если сравнить тех ребят, которые приходили ранее, и сейчас – современные дети: чем они отличаются?
- Дети приходят разные. Причём они приходят многие уже сформированные, ответственные, а многие – нет. И вот работа – научить их выполнять хотя бы элементарное, это процесс длительный. Чем труднее даётся техника, тем дольше она сохраняется. Есть дети – сразу схватывают. А есть, которые очень длительный процесс проходят. А так… дети как были, так и есть. Единственное, что плохо – это телефоны и компьютеры. У детей глаза уже не такие, концентрации внимания нет. Не могут сосредоточиться, отвлекаются на постороннее. Если он даже здесь два часа побегает, это он уже 2 часа не будет с телефоном. А дети, в основном, сейчас без присмотра. Родители на работе, а за детьми сложно уследить. У меня на занятиях строгие правила: пришёл – телефон положил и не трогаешь.
Что бы Вы пожелали всем: и коллективу Дворца, и своим воспитанникам?
- Здоровья, конечно. Физического, нравственного, психологического, культурного. Долго жить, двигаться. Хотя бы как я.